chuprinin (chuprinin) wrote,
chuprinin
chuprinin

Categories:

Нарциссизм в литературе

Одна из форм литературного поведения, проявляющаяся либо в склонности к того или иного писателя к самовохвалению, либо в демонстративном отсутствии у этого писателя интереса (и уважения) к творческой деятельности своих предшественников и/или современников.
Нарциссизм свойственен, как правило, графоманам, наиболее точно сигнализируя об их эстетической невменяемости. Но известны и эгоцентрики-профессионалы, не ведающие ни самоиронии, ни самоконтроля, в силу его их экстатические высказывания о собственном творчестве и его равновеликости классическим образцам способны вызывать (и зачастую вызывают) конфузный эффект. Примерами здесь могли бы послужить и давно уже заслуживающее любовной умешки обыкновение Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Эдуарда Лимонова рисоваться на фоне Кеннеди, Пикассо, Фиделя Кастро, принцессы Дианы, других культовых фигур современной мировой цивилизации, и патетичность, в какую, говоря о себе, немедленно впадает Тимур Зульфикаров, и святое убеждение Глеба Кузьмина в том, что из его стихотворений к классике можно отнести «десятка три», причем «каждое третье из них конкурентоспособно на уровне мировых стандартов».
Справедливости ради отметим, что писательская склонность к нарциссизму нередко провоцируется и стимулируется неумеренно восторженными читателями, фэнами, создающими особые клубы в честь полюбившегося им автора, а также некоторыми особо безответственными литературными и книжными критиками. Так, возможно, что самооценки Т.Зульфикаторова были бы более трезвыми, не узнай он со страниц газеты «Завтра» о своем принципиальном равенстве «античным трагикам или Шекспиру» и о том, что его поэма «Причи дервиша Ходжи Зульфикара» «смело встает в один ряд с «Гулистаном» Саади или с «Дон-Кихотом» Сервантеса». Свою лепту в культивирование писательского нарциссизма вносят и издатели, размещающие вполне ординарные или пусть даже и не плохие книги в сериях типа «Первая среди лучших», «Лучшие писатели России», «Современная классика» и т.п. С этим фоном не контрастируют, но, напротив, сливаются и постмодернистские вроде бы жесты, например, Вячеслава Курицына, который раз в два года проводит «Курицынские чтения» на базе Екатеринбургского университета, созывая на них участников со всей страны и выпуская по итогам чтений специальные «Курицынские сборники».

См.
ВМЕНЯЕМОСТЬ И НЕВМЕНЯЕМОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
КОНФУЗНЫЙ ЭФФЕКТ В ЛИТЕРАТУРЕ
ПОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ
СТРАТЕГИЯ ПИСАТЕЛЬСКАЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments